Кирилл Пшинник
Как не надо писать письма инвестору
Привет! Меня зовут Кирилл Пшинник, я генеральный директор компании Мегапрорыв. Недавно я продал свой туристический бизнес, и часть денег вложил в акции инновационных компаний (Amazon, Apple, Tesla, Яндекс). Остальную часть я решил инвестировать в 1-2 стартапа на seed стадии. Я аккредитовался в Московском фонде посевных инвестиций.
Вот моя анкета инвестора. Теперь мне на почту приходит по 2-3 предложения для инвестиций каждый день.
В России существуют два взаимоисключающих мифа:
1. Стартапу нереально найти инвестиции в seed стадии, так как никто не дает денег.
2. Есть бесконечное множество инвесторов с кучей денег, которую им некуда девать, потому что они не могут найти куда ее деть.
Кирилл Пшинник
Предприниматель, генеральный директор Мегапрорыва
Оба эти мифа оказались реальностью. Есть инвесторы, которые хотели бы вложить деньги в перспективный стартап, и есть огромное количество стартаперов, которые не могут адекватно презентовать свои идеи. По статистике фонда IQ One, которым управляли наши лекторы Дмитрий Зайцев и Михаил Смолянов, из 1000 присланных заявок адекватных (т.е. тех, которых можно допустить до стадии "аналитики") не более 50. Из этих 50 около 5 могут дойти до стадии обсуждения условия, и только 1 в итоге имеет шанс получить реальные инвестиции.

О том, как правильно готовить привлекательное инвестиционное предложение, делать финансовую модель для привлечения инвестиций и сделать юридически грамотную сделку Дмитрий и Михаил рассказывает на нашем курсе "Система привлечения инвестиций", который пройдет 16 и 17 февраля.

А в этой статье я хочу привести несколько примеров того, как не надо писать письма инвесторам. Уверен, каждый из вас думает "Со мной такого никогда не случится", но как показывает статистика, именно это случается с подавляющим большинством стартаперов. Все скриншоты в данном письме реальные, все персональные данные, название проектов и любые сведения, которые могли бы идентифицировать автора скрыты.
1
В письме нет информации о проекте и команде
Одна из распространенных ошибок - это письмо инвестору без какой-либо информации о проекте/команде. Подразумевается, что инвестор сидит с кучей денег, и как только появляется призрачная надежда куда-то инвестировать - он сразу за нее хватается.
Плохая новость для соискателей - это так не работает. Учитывая статистику, отвечать на все эти сообщения экономически не выгодно. Чаще всего, такие письма сразу отправляются в корзину. К слову, таких писем, примерно, половина.
2
Поставить всех инвесторов в копию
Как удобно разослать одинаковое письмо всем инвесторам сразу?
Вторая проблема - это поставить всех найденных на просторах интернета инвесторов в копию (даже не в скрытую копию). Некоторые ухитряются объединить этот метод с предыдущим.
3
Нет понимания unit экономики и рынка
Третья проблема - совершенное непонимание, как работает определенных рынок и как работает unit экономика проекта. Нет понимания ни цифровых показателей, ни планов. При этом на вопрос: "а зачем в данном проекте вы" - никакого ответа кроме "я же придумал эту гениальную идею" нет.
Бывают откровенно трешевые заявки.
4
Орфография
Я тоже пишу с ошибками, но перед отправкой важного письма всегда проверяю на ошибки. Иногда ошибки очень смешные.
5
Спам инвесторов
И последняя, но очень важная проблема: попытка заспамить ВСЕХ инвесторов своим проектом. В моей анкете явно прописана сфера моих компетенций. Но мне все равно часто присылают проекты (иногда отлично проработанные!) по строительству бизнес-центра в региональном городе и т.п. Такие письма рассылают "на авось", но ничего, кроме раздражения, это не вызывает.
Привлечение инвестиций - это труд и знания. Этому нужно учиться
Я далеко не опытный инвестор, поэтому могу лишь поделиться с вами, как делать не надо.

А Михаил Смолянов и Дмитрий Зайцев, авторы курса "Система привлечения инвестиций" прочитали, наверное, десятки тысяч таких писем и инвестировали более чем в 20 проектов. На курсе они рассказывают, как написать интересное инвестиционное предложение, чтобы с вами начали разговаривать, как подготовить финансовую модель и план по инвестициям, которые заинтересует инвестора, как делать follow-up рассылку и как структурировать сделку так, чтобы инвестор потом не "отжал" ваш бизнес (вспомните известную историю Эдуардо Саверин из FaceBook).
Курс по инвестициям
лучшая инвестиция в ваш бизнес.