Концепция ежа

Концепция ежа

Используйте силу простоты, чтобы добиться успеха

Кем бы вы стали, если бы выбирали между ежом и лисой? Большинство хочет быть лисой. Потому что лисы красивые, пушистые и очень хитрые. А вот ежом быть совсем не хочется – они же маленькие, тихие и неповоротливые.

Нет, это не тест для любителей животных. Весь этот небольшой зверинец имеет прямое отношение к успешности и концепции управления организацией.

О модели

Основа концепции ежа - древнегреческая притча, которая в вольной интерпретации гласит примерно следующее: «Лиса знает много разного, еж знает что-то одно, но очень важное».

В притче лиса каждый день использует новую стратегию для поимки ежа. Фантазия лисы безгранична – она крадется, яростно атакует, мчится или притворяется мертвой, но каждый раз уходит несолоно хлебавши. Все дело в том, что еж знает одну очень важную вещь – как защитить себя в любой ситуации.

Философ Исайя Берлин применил притчу к современному миру в эссе «Еж и Лиса» 1953 года, где разделил все человечество на две группы. Нетрудно догадаться, что эти группы состояли из лис и ежей.

Берлин утверждает, что лисы прекрасные и проницательные животные. Они преследуют множество разных целей и интересов одновременно. Это не дает им сосредоточиться, поэтому они ограничены в своих достижениях.
Ежи часто остаются незамеченными из-за своей скромности. Однако, в отличие от лис, у них есть видение и единая цель. Это помогает им добиваться успеха.

Джим Коллинз развил эту идею в книге "От хорошего к лучшему", спроецировав притчу на бизнес-сообщество. По концепции ежа Джима Коллинза, успеха добьются компании, сосредоточенные на одной задаче - скорее всего это приведет к ее практически идеальному выполнению.

Разработка концепции организации заключена в трех вещах. В первую очередь, важно понять, чем вы искренне увлечены. После этого – что вы можете делать лучше, чем остальные. И последнее, может ли это приносить доход.

Правильный путь начинается там, где все три пункта пересекаются. Это центральное положение - "сладкое пятно" для стратегии организации.

После определения концепции деятельности организации, ее лидеры должны задействовать всю свою энергию и ресурсы для преследования единой цели. Коллинз утверждает - когда дела плохи, выживают и процветают именно те фирмы, которые делают то, что могут лучше всего.

Применение модели

Давайте посмотрим на каждое из трех условий подробно и поймем, можете ли вы применить их к своей организации.

Шаг 1: Поймите свои стремления

Подумайте о том, что приносит вам удовольствие. Ради чего вы готовы просыпаться каждый день и что держит вас в тонусе до самой ночи, когда все остальные уже ушли домой? Есть ли что-то, что приводит в восторг ваших сотрудников? Что вдохновляет их? Какие цели вы преследуете, когда нанимаете новых членов команды?

Затем посмотрите со стороны на миссию своей организации. Каковы основные пункты, сотрудники согласны с ними?

Шаг 2: Поймите, в чем вы можете быть лучшим

Если вы не чувствуете, что можете быть лидером в отрасли, занимаясь любимым делом – не делайте этого.

Кроме этого, вы должны четко осознавать, в чем вы никогда не преуспеете. Будьте честны, признавая свои слабые места. Не быть лидером в определенных областях - нормально, сосредоточьтесь на ваших сильных сторонах. Это важный момент в разработке концепции развития организации.

Шаг 3: Экономический двигатель

Вы должны понять, как получать регулярную хорошую прибыль. Это понимание должно быть выражено единственным экономическим знаменателем или иметь размеры, которые могут оказать большое и стабильное влияние на успех организации в долгосрочной перспективе.

Шаг 4: Поиск пересечений

Найдите место, где вышеперечисленные три пункта пересекаются. Это будет концепция организации: центральное видение, которое направит вас.

Например, сотрудники вашей организации хотят помочь нуждающимся. Вы понимаете, что лучше всех в мире можете разработать доступные водные системы фильтрации и портативные водные фильтры. У вас есть большая благотворительная сеть и опыт хороших продаж. Таким образом, возможной концепцией будет портативная система фильтрации, которую люди в странах третьего мира смогут использовать для очищения речной воды. Вы можете продать приборы оптом в благотворительные учреждения.

Найти свою концепцию сложно. Придется хорошо проанализировать бизнес, исследовать различные комбинации, чтобы найти то, что нужно именно вам.

Шаг 5: Анализ стратегии

Как только вы нашли пересечение всех пунктов, посмотрите на существующую стратегию организации. Как можно пересмотреть стратегию, и нужно ли? Какую выгоду можно из этого извлечь? Обговорите этот момент с сотрудниками, расскажите им о концепции ежа. Вызовите их на искренние эмоции – для компании важно видеть страсть к работе и таланты.

Правильная внутренняя концепция организации поможет сосредоточиться на трех главных областях – страсти, таланте и экономическом двигателе. Проработав каждый пункт,  вы определите ключевой центр, который будет вести вас и вашу команду к долгосрочному успеху.