Семейный бизнес

Семейный бизнес

Работа в семейном бизнесе – хорошо или плохо?

Представьте ситуацию: утро понедельника, вы приезжаете в офис на пару часов раньше, потому что ваш партнер по продажам, Михаил, пренебрегает своими обязанностями и не работает в полную силу. В большинстве компаний проблему можно  решить простым разговором с боссом. Проблема в том, что Михаил – сын босса и ему все сходит с рук. Как вести себя в подобной ситуации – непонятно.

Мы поговорим о плюсах и минусах работы в семейном бизнесе, и рассмотрим ситуацию с двух сторон – членов семьи и наемных работников.

Члены семьи

Заняться семейным бизнесом, на первый взгляд, легко и просто. Успех зависит от совокупности многих факторов и часто отношения в семье от совместной работы лишь усугубляются. Пофантазируем. Допустим, вашей матери принадлежит компания, в которой вы работаете начальником рекламного отдела. Вам приходит потрясающая новаторская идея для новой маркетинговой компании, вы бежите скорее делиться и воплощать ее в жизнь, но сталкиваетесь с неожиданной реакцией. Ваша идея не нравится, но привести справедливые аргументы мама не в состоянии, поэтому начинает припоминать вам старые ошибки, да еще и не касающиеся работы, отчитывая вас как ребенка. Неприятно.

Преимущества семейного бизнеса

Самое главное преимущество в помощи семейному бизнесу – вы работаете с родными людьми, которым доверяете, которых любите, которые вас понимают. С такими исходными данными можно создать очень теплую атмосферу на работе, которая будет мотивировать и вдохновлять на свершения членов семьи и наемных работников, что пойдет на пользу всем. Члены одной семьи осознают, что работают на общее благо и в их интересах построить успешный семейный бизнес.

Недостатки

Работа с членами семьи и друзьями часто приводит к конфликтным ситуациям. Вы слишком сильно связаны эмоционально, из-за чего принимаете рабочие моменты близко к сердцу. Это мешает в работе.

Дети и другие родственники директоров часто совершают головокружительный карьерный рост без малейших предпосылок, что приводит к недовольству со стороны наемных работников. Члены семьи обычно воспитаны в одном ключе, это может привести к принятию невыгодных и узколобых решений. Кроме того, это исключает возможность принятия решения, которое пойдет на благо всей компании, но негативно скажутся на одном из родственников.

Наемные работники

У каждого семейного бизнеса свои особенности и многое зависит от людей, которые этот бизнес ведут. От характера, адекватного восприятия окружающих и своей семьи. Если вы наемный работник в семейном бизнесе, вы так или иначе чувствуете себя аутсайдером, и ваша позиция становится сложной.

Преимущества

Хорошая теплая атмосфера в семейной компании с адекватным руководством может распространяться не только на родных, но и на наемных сотрудников.

Сохраняется гибкость в принятии решений, отсутствует многоуровневая бюрократия, есть возможность поговорить нормальным человеческим языком с коллегами и начальством. Решения принимаются быстрее.

Мотивация семьи – сохранить бизнес прибыльным и стабильным для будущих поколений. Если вас интересует стабильная долгосрочная работа, это идеальный вариант.

Недостатки

Вы чувствуете себя не в коллективе, оторванным от членов одной семьи, потому что они много времени проводят вместе вне работы. Сложно продвигаться по карьерной лестнице, особенно если руководству нужно сделать выбор между вами и своим родственником. Часто семейная лояльность влияет на все решения. Внести положительные изменения из-за консервативности и упрямства некоторых членов семьи почти нереально – им кажется, что ваши действия принесут вред, они хотят сохранить устоявшиеся традиции.

Выгодный семейный бизнес

Неважно, наемный вы работник или член семьи, есть несколько стратегий для успешной организации семейного бизнеса.

Члены семьи

Установите границы. Обговорите все процессы и создайте внутренний трудовой распорядок в виде договора или инструкции, убедитесь, что у всех есть копия. Например, условьтесь, что не будете брать работу домой или решать вопросы бизнеса по выходным и в нерабочее время. Разделяйте рабочее и личное пространство.

Научитесь непредвзятости. Когда нужно принять трудное решение или сделать выговор другому члену семьи, в первую очередь помните, что вы действуете в интересах бизнеса. Главное – справедливый подход.

Определите роли в иерархии компании. Чтобы не возникало ситуации, когда вы передаете своей тете важный проект, а она откладывает его, потому что вы- ее племянник, или просто моложе. Такие факторы не должны влиять на принятие решений в компании.

Денежное вознаграждение. Часто оплата труда членов семьи и наемных работников слишком сильно отличается, повышаясь в случае с первыми. Выписывайте бонусы и назначайте зарплату на основании компетенции и достижений, а не личных отношений.

Справедливо назначайте на должности. Наемные сотрудники должны иметь возможности роста аналогичные возможностям членов вашей семьи.

Наемные сотрудники

Сохраняйте нейтралитет. Если ссорятся члены семьи, не стремитесь включиться в спор и занять чью-то сторону. Выслушивайте, но не пытайтесь решить проблемы, особенно если не знаете ситуацию досконально.

Карьерный рост. Маловероятно, что вы сможете стать генеральным директором в семейной компании. Если же ваши цели и взгляды компании совпадают – все отлично.

– Если Вы мечтаете о дне, когда станете генеральным директором, то Вам, вероятно, нужно начать искать работу где-то в другом месте. Крайне мала вероятность, что не член семьи займет руководящую должность. Если же ваши цели и видение компании совпадают – все отлично.